Защита от коррозии объектов электроэнергетики
В электроэнергетике проблемными с точки зрения антикоррозионной защиты являются опоры линий электропередач и резервуарное оборудование систем горячего водоснабжения - баки-аккумуляторы и ёмкости запаса горячей воды ТЭЦ.
Защита металлоконструкций опор ВЛ
Защита от коррозии опор ВЛ в европейских странах и в СССР начиная с 60-х годов осуществлялась горячей оцинковкой, специальными смазками и лакокрасочными материалами или изготавливались из трудно корродируемой стали без защиты. Развитие промышленности и растущее загрязнение атмосферы, а также существенное изменение географии прокладки линий электропередач в районы с холодным и морским климатом, более агрессивной промышленной средой вызвало интенсивную коррозию опор, и вопрос защиты ЛЭП обострился, причём уже в двух аспектах:
- Повышение качества изготовления опор и систем антикоррозионной защиты, обеспечивающей нормальную эксплуатацию опор в течение всего срока их службы;
-
- Проведение ремонтно-восстановительных работ прокорродировавших опор, в том числе и прежде оцинкованных, путём поэтапного планирования и проектирования с использованием международного опыта.
В 1985 г. впервые в СССР появилась основная нормативная база по проектированию антикоррозионной защиты и производства антикоррозионных работ металлоконструкций – СниП 2. 03. 11. 85 «Защита строительных конструкций от коррозии», который пока ещё не отменён, хотя в соответствии с Постановлением Правительства РФ начата работа по пересмотру действующей документации с целью привести нормативную базу в соответствие с международными требованиями.
СНиП 2. 03. 11. 85 существенно расширил круг материалов и методов защиты металлоконструкций от коррозии, в том числе с использованием различных методов цинкования (горячее, электрохимическое, диффузионное, электротермическое), алюминирования и лакокрасочных материалов четырёх групп качества, применяемых в соответствии с определённой степенью агрессивности атмосферы.
Агрессивность промышленной атмосферы определяется в основном технологическими выбросами, содержащими SO2, CO2, H2S, NH3, взвеси солей. Из них главным стимулятором коррозии является SO2, который в присутствии влаги и кислорода воздуха превращается в серную кислоту на поверхности металла.
Защита цинконаполненного покрытия (ЦНП) обусловлена высоким содержанием цинка в сухом покрытии (до 96, 5% масс. ), высокой эластичностью, но самое главное преимущество – это особенность технологии старения ЦНП. Многослойность ЦНП – большое преимущество по сравнению с однослойным покрытием такой же толщины.
Для практического использования ЦНК была отработана система многослойного комплексного защитного покрытия, состоящего из грунтовочного цинкового слоя и покрывного алюмосодержащего слоя. Комплексное покрытие на основе холодной оцинковки краской ЦИНОЛ с покрывным слоем АЛПОЛ аттестовано межведомственной комиссией ОАО «ФСК ЕЭС» и рекомендовано для защиты строящихся и реконструируемых ВЛ и ОРЦПС для восстановления защитных покрытий металлоконструкций на действующих объектах электрических сетей (акт приёмки ОАО «ФСК ЕЭС» от 05. 03. 2005). С тех пор и по настоящее время покрытие ЦИНОЛ + АЛПОЛ является фактически основной технологией защиты опор ВЛ
Структура системы защиты для условий открытой атмосферы умеренного и холодного климата в условиях слабо и среднеагрессивной среды краской ЦИНАКОЛ с покрыв-ным слоем краской АЛЮМОЛ:
- Грунт ЦИНАКОЛ – 2слоя, толщиной 90 – 110 мкм
- Покрывной слой АЛЮМОЛ – 1- 2 слоя толщиной 20-40 мкм
- Общая толщина покрытия: для слабоагрессивной среды – 110-120 мкм;
- для среднеагрессивной среды – 130-140 мкм.
Качество сухого покрытия холодной оцинковки характеризуется следующими данными:
Грунтовка | |
---|---|
Содержание металлического цинка, %масс | 96, 0- 96, 5 |
Плотность, г/см3 | 5, 7 – 5, 9 |
Масса металлического цинка в 1м2, г: | |
- при толщине слоя грунта 80 мкм | 430 |
- при толщине 90 мкм | 493 |
- при толщине 100 мкм | 547 |
Покрывной слой | |
Содержание металлического алюминия, %масс | 64 – 66 |
Плотность , г/см3 | 1, 7 – 1, 9 |
Масса металлического алюминия в 1м2, г | |
- при толщине слоя 20 мкм | 10 |
- при толщине 40 мкм | 20 |
Общее содержание металлического пигмента в покрытии: | |
- при толщине 110-120 мкм | 557 – 567 |
- при толщине 130-140 мкм | 567 – 587 |
Горячеоцинкованное покрытие | |
---|---|
Содержание металлического цинка в 1м2, г: | |
- при толщине покрытия 60 мкм | 426 |
- при толщине покрытия 80 мкм | 560 |
Покрывной слой в системе выполняет защитно-декоративные функции: не задерживает пыль на поверхности покрытия, отражает солнечную радиацию, создаёт барьерную защиту, не препятствуя протекторному эффекту цинкового слоя.
Срок службы:
Системы ЦИНАКОЛ + АЛЮМОЛ ограничивается стойкостью покрывного слоя и составляет 15лет. Через 15 лет этот слой следует обновить, срок службы при этом удвоится и составит не менее 30 лет.
Проведённый мониторинг состояния опор ВЛ в различных регионах Росси показал, что 50% имеющегося оборудования имеет износ 60% и выше. Подобная ситуация наблюдается и в странах восточной Европы, в частности в Польше, Чехословакии, а также Германии, в которых разработаны специальные системы защиты для ремонтно-восстановительных работ.
Система защиты для ремонта
- Грунт ЦИНАР-1 слой толщиной 30-40мкм +ЦинкАС-М-1 слой толщиной 30-40 мкм
- Покрывной слой – АЛЮМАС-М – 1 слой толщиной 10-20 мкм
Общая толщина трёхслойного покрытия 90 – 110 мкм обеспечивает долговременную защиту конструкций в неагрессивной и слабоагрессивной среде. Наносить покрытие при проведении ремонтных работ следует кистью из-за сложности конструкции, наличия большого количества болтовых соединений, щелей и других сложностей. В условиях промышленной атмосферы следует заменить покрывной слой Алюмас-М на эпоксиэфирную эмаль или другую аналогичного качества.
Защита от коррозии внутренней поверхности баков питьевой и подпиточной воды
Защита резервуарного оборудования при проектировании и в процессе эксплуатации должна производиться в соответствии с требованиями «Методических указаний по оптимальной защите баков-аккумуляторов от коррозии и воды в них от аэрации»
В соответствии с действующими правилами технической эксплуатации баки-аккумуляторы и ёмкости запаса должны заполняться только химочищенной деаэрированной водой с содержанием растворённого кислорода не более 50 мкг/дм3, в мировой практике этот уровень ограничен 10 мкг/дм3.
В соответствии с действующими правилами технической эксплуатации баки-аккумуляторы и ёмкости запаса должны заполняться только химочищенной деаэрированной водой с содержанием растворённого кислорода не более 50 мкг/дм3, в мировой практике этот уровень ограничен 10 мкг/дм3.
Для защиты внутренней поверхности металлических баков-аккумуляторов от коррозии в открытых системах теплоснабжения должны применяться материалы, контактирующие с питьевой водой, включённые Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации в «Перечень материалов, реагентов и малогабаритных очистных устройств, разрешённых Госкомитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации для применения в практике хозяйственно – питьевого водоснабжения» от 23. 10. 92г №01-19\32-11 с Дополнением №1 от 29. 11. 1998г № ДК-285-111, либо имеющие Серти-фикат соответствия (качества). Гигиенический сертификат должен отражать сведения о выделении токсических веществ в горячую воду хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Эффективность и сроки службы нанесенной на поверхность баков заданной антикоррозионной защиты зависят от качества подготовки поверхности, степени соблюдения технологии производства антикоррозионных работ, а также соблюдения эксплуатационных характеристик подаваемой воды.
Смотрите также:
08.11.2014
Грунтовка-преобразователь окалины и ржавчины нового поколения
Грунтовка-преобразователь окалины и ржавчины нового поколения
08.11.2014
Технологическая инструкция (Грунтовка эпоксидная «УниЭпокс» - Эмаль полиуретановая УР-2К ИП (УР-2К)
Грунтовка эпоксидная «УниЭпокс» - Эмаль полиуретановая УР-2К ИП (УР-2К)
08.11.2014
Технологическая инструкция (Грунтовка антикоррозионная «Экспресс-АФТ» - Эмаль АУ «Экспресс»
Технологическая инструкция (Грунтовка антикоррозионная «Экспресс-АФТ» - Эмаль АУ «Экспресс»